Если мы такие богатые, то почему вы такие бедные?

18 июля 2019

В Госдуме обсудили разницу в зарплатах начальников и подчиненных (по материалам газеты "Солидарность).

В комитете Госдумы по труду обсудили государственное регулирование оплаты труда руководителей организаций - в контексте большого отрыва их зарплат от зарплат подчиненных. В обсуждении участвовали представители правительства, ФНПР и РСПП, а также ученые.

ПРАВОПРИМЕНЯЮ ИЛИ ПРАВО ИМЕЮ?

Разница в зарплатах руководителей и работников госучреждений не превысила в прошлом году четырех раз, отчиталась замминистра труда Любовь Ельцова, выступая весной т.г. в Госдуме на круглом столе. Но не забыла добавить: цифра - средняя. Зато - “в 96,7% государственных и муниципальных учреждений”. А вот если смотреть на соотношение средней зарплаты 10% работников с самым высоким заработком и 10% с самым низким, то разница в цифрах составит 14,1 раза.

При этом разница зарплат в госсекторе не может быть больше восьми раз - по закону 2016 года. Правда, он предусматривает исключения.

- Сегодня на уровне правового регулирования заложены все инструменты. Есть понимание, что разрыв не может носить какого-то дискриминационного характера, - считает представитель РСПП от атомно-энергетической отрасли Андрей Хитров. - С другой стороны, есть проблема, связанная с необходимостью мотивации.

Сложности, по мнению Хитрова, скорее, не в правовой сфере, а в правоприменительной. Так, во многих компаниях действуют системы ключевых показателей эффективности работников (KPI). Но “они не дают того результата, о котором мы говорим”. Так, в материалах к круглому столу приводится выдержка из статьи к.э.н. Андрея Славянова: если чистая прибыль ОАО “РКК “Энергия” в 2011-м составила примерно 1,25 млрд руб., то на премии членам совета директоров компании ушло 5,85 млрд. И далее разрыв только увеличивался (данные приводятся до 2015 года - 429 млн прибыли против 8,9 млрд руб. премий).

- Децимальный коэффициент, например у нас, является предметом жесткого контроля со стороны отраслевого профсоюза, и мы его четко отслеживаем в рамках отраслевой комиссии: он у нас не превышает восьми крат, - привел и положительный пример в атомной энергетике Хитров.

КОНТРОЛЬ - ПРОФСОЮЗАМ

- Тема соотношения зарплат у руководящего персонала и работников носит характер еще и этический, - развил тему секретарь ФНПР Олег Соколов. - Профсоюзы очень долго настаивали, чтобы госрегулирование в этой сфере было. В 2015 году впервые было принято постановление правительства о том, чтобы регулировать соотношение зарплат во ФГУП. Но решение вопроса было отдано на откуп исполнительной власти. Можно было сделать определенные исключения. И этих исключений был большой список.

По мнению Соколова, “логично было бы регулировать зарплату более жестко, не только через KPI”. Он выступил за то, чтобы на законодательном уровне прописать “прозрачность установления зарплаты руководителей тех предприятий, где государство - основной собственник”. Секретарь ФНПР признает, что “это не решит вопрос полностью”, но, “может быть, кого-то заставит задуматься”, а в частном секторе можно регулировать оплату труда руководителей отраслевыми тарифными соглашениями.

В этом с ним категорически не согласен президент Объединения работодателей электроэнергетики “ЭРА России” Аркадий Замосковный. Он считает, что в ОТС “такую норму ни в коем случае нельзя записывать”. Потому что “тогда мы даем одной из сторон соцпартнерства (читай - профсоюзам) очень мощный козырь… ну, не то чтобы для шантажа, но для выкручивания рук другой стороне” (работодателям).

- Тогда мы никогда ОТС не подпишем, - уверен Замосковный. - Я бы сказал наоборот: чтобы в ОТС записывать возможность расширения этого соотношения: 1 : 9, 1 : 10 и так далее, как договорятся социальные партнеры. Это будет соответствовать условиям рынка труда. Но жестко записывать, что в ОТС обязательно это предусматривать и сжимать эти рамки, ни в коем случае нельзя - мы не договоримся с профсоюзами.

Зав. сектором трудового права Института государства и права РАН Галина Скачкова пошла дальше Соколова. “Принципы оплаты труда руководителей” предложила прописывать даже не в отраслевых соглашениях, а в Генеральном.

- Должен быть контроль со стороны профсоюзов, - настаивает ученая. - Может быть, речь вести о соотношении с прожиточным минимумом в [регионе], где работает компания? Ввести прогрессивную шкалу налогообложения для госкомпаний? Пусть для частных компаний будут рекомендации, а для государственных - они должны быть руководством к действию.

- У нас госкорпорации существуют сами для себя. Они получают дармовые ресурсы, но внутри работают как коммерческие структуры, незаслуженно завышая свои доходы и не отчитываясь за эффективность, - указал позже в своем выступлении первый зампред комитета ГД по труду Николай Коломейцев.

НЕ СОЗДАВАЙ КОМИССИЮ, НЕ СОВЕРШАЙ ОШИБКУ

Его коллега по фракции Олег Смолин напомнил, что, по данным международных исследований, 1% россиян владеет 71% национального богатства. Он также указал, что в его сфере (Смолин входит в комитет ГД по образованию) положение с дифференциацией зарплат только усугубляется: “Доля управленцев в оплате труда повышается, доля преподавателей сокращается”. - Чиновники отчитываются, что на 94% все президентские указы исполнены. Я бы хотел посмотреть на эти 94%... - саркастически заметил коммунист. И продолжил ударно: - Пока в России будут крайне затруднены любые формы забастовочного движения, очень трудно рассчитывать на увеличение доли зарплаты в составе цены продукта, произведенного работниками.

Дискуссия стала принимать как бы “обратный” характер: все меньше говорилось о сверхдоходах топ-менеджеров и все больше - о бедности их подчиненных. Что, впрочем, представляется вполне обоснованным, в духе знаменитой притчи насчет “не надо, чтобы не было богатых, - надо, чтобы не было бедных”. Так, тот же Смолин затронул тему прогрессивного налога на доходы физлиц (согласившись с тезисом о его необходимости от первого зампреда комитета по труду, единоросса Михаила Тарасенко).

Сам Тарасенко, например, напомнил, что после трагедии на Саяно-Шушенской ГЭС (2009) “доход членов правления “Русгидро” не снизился”.

- Когда мы говорим о высоких зарплатах, должна быть и высокая ответственность, - уверен депутат. - Когда я прихожу в школу и начинаю рассказывать о средней зарплате в школе - мне в глаза смеются! Это все лукавство нашей статистики: если у одного зарплата 100 тысяч рублей, а у другого 10 тысяч, то в среднем они получают по 55 тысяч.

Остается добавить, что в целом дискуссия вышла живой и интенсивной (всего чуть больше полутора часов при 15 активных спикерах). Жаль было, пожалуй, одного: завершилась она предложением одного из депутатов - Сергея Вострецова, который предложил создать специальную рабочую комиссию при комитете, которая, наконец, и решит…

- Хочешь завалить дело - создай комиссию, - процитировал в ответ Михаил Тарасенко высказывание президента десятилетней давности. С президентом никто спорить не стал.

Сайт использует файлы cookie. Они позволяют узнавать вас и получать информацию о вашем пользовательском опыте. Это нужно, чтобы улучшать сайт. Когда вы посещаете страницы сайта, мы обрабатываем ваши данные и можем передать сторонним партнерам. Если согласны, продолжайте пользоваться сайтом. Если нет – обратитесь в техподдержку.