24 ноября 2021 года членам (экспертам) двух рабочих групп – "В области экономической политики" и "По развитию рынка труда и содействию занятости населения" Российской трёхсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений (РТК), на совместном заседании довелось оценить ближайшую нерадужную перспективу тарифорегулируемых отраслей. Ее представил недавно назначенный начальник Управления регионального тарифного регулирования ФАС России А.С. Воронин во время оживлённой полемики по вопросу о проекте федерального закона «Об основах государственного регулирования цен (тарифов)».
Резонансный законопроект, внесённый в Правительство Российской Федерации ещё 31 июля 2018 года, с тех самых пор неоднократно подвергался справедливой критике как со стороны Профсоюзов, так и со стороны Работодателей.
Причинами тому явились сразу несколько принципиальных недостатков документа, включая как общие, выражающиеся в наличии большого количества отсылочных норм, утверждаемых Правительством РФ, так и вполне конкретные, вытекающие из закрепления в законопроекте положений, ведущих к неизбежному снижению затрат работодателей на персонал из-за исключения из учёта расходов регулируемых организаций средств на исполнение тарифных соглашений и ограничивающих размер расходов на социальные нужды, предусмотренные коллективными договорами организаций.
Раз за разом, ссылаясь на позицию Минэкономразвития, ФАС России пытается протолкнуть через РТК первоначальную редакцию законопроекта, по сути, демонтирующую сложившуюся в тарифорегулируемых отраслях систему социального партнёрства.
Этой позиции противостоят стороны социального партнёрства регулируемых отраслей. Более чем трехлетнее обсуждение данного законопроекта на площадке РТК, в рамках дополнительных совещаний на площадках заинтересованных сторон, письменные позиции ряда общероссийских объединений работодателей и профсоюзов, содержащие замечания и предложения в законопроект, так и не принесли желаемых поправок. Проект федерального закона не претерпел существенных изменений, и в нем по-прежнему не учтены предложения, направленные на учёт норм трудового законодательства, документов в сфере социального партнёрства при установлении тарифов.
На состоявшемся заседании Рабочих групп РТК начальником Управления регионального тарифного регулирования ФАС России была озвучена позиция антимонопольщиков, которые рассматривают данный законопроект исключительно как инструмент сдерживания роста тарифов на тепло- и электроэнергию, выравнивания отраслевых тарифных соглашений и заработных плат, снижения выплат социального и иного характера.
Именно такими доводами представитель ФАС России убеждал социальных партнёров РТК одобрить законопроект, предлагая реализовать все имеющиеся замечания в период подготовки его ко второму чтению в Государственной Думе РФ. Неудивительно, что и предложение представителя ФАС, и проект федерального закона были единогласно отклонены членами рабочих групп.
В качестве рекомендации в очередной раз было предложено организовать новые дебаты заинтересованных сторон с привлечением Минэкономразвития России.
До начала заседания Рабочих групп Всероссийский Электропрофсоюз в очередной раз направил в Секретариат РТК свои замечания относительно содержания рассматриваемого законопроекта, а также предложения в проект решения по данному вопросу.